Разработка дизайна мобильного приложения

Автор:

Денис Замарин

Дизайн мобильного приложения — это комплексная задача, помогающая сделать программный продукт удобным для использования и привлекательным для целевой аудитории. Во многом именно от того, насколько удобен, рационален и приятен дизайн, зависят эмоции пользователя при работе с программой. В этом материале мы опишем основные принципы дизайна мобильных приложений, расскажем о том, из каких этапов состоит разработка концепции и с чего нужно начать, приступая к его созданию.

Этапы разработки дизайна мобильного приложения

Анализ аудитории и цель приложения

Приступая к созданию дизайна мобильного приложения, нужно определиться с основной задачей, которую должен решать программный продукт, и понять, какой будет его целевая аудитория. Принципы дизайна для мобильного приложения могут значительно различаться, например, в случае, когда программа разрабатывается для детей или для взрослых. От этого может зависеть не только её внешний вид, выбор цветовых сочетаний, шрифтов, но и размер или расположение кнопок, например.

На ранних этапах дизайнер выделяет ряд сценариев, которые будут реализовываться с помощью программного продукта, продумывает путь пользователя от начального экрана до конечного выполнения той или иной задачи. Чтобы это происходило наиболее эффективно, анализируются аналогичные программы конкурентов, проводятся опросы пользователей, учитываются их пожелания и отзывы. В итоге приложение проектируется таким образом, чтобы было как можно проще пользоваться им. За удобство работы при этом отвечают UX-инструменты.

UX дизайн мобильных приложений (проектирование интерфейса)

UX дизайн — это направление, предназначенное для разработки удобных для пользователей интерфейсов. UX — это сокращение от User Experience или «опыт пользователя». На сегодняшний день принципы UX дизайна широко применяются при создании программных продуктов, разработке веб-сайтов и, конечно, мобильных приложений.

Инструменты UX базируются на следующих принципах:

  • использование удобных простых алгоритмов, понятных каждому пользователю;
  • применение продуманных сценарных решений;
  • широкий функционал.

При разработке UX дизайна мобильного приложения применяются различные инструменты:

  • опросы пользователей с целью понять их запросы, потребности;
  • изучение аналогичных продуктов, дизайна конкурирующих приложений в нише;
  • проведение анализа разрабатываемого продукта, целей, задач, а также выявление проблем в действующей программе.

Перед разработкой UX-дизайна нужно решить следующие вопросы:

  1. Какие конкретно задачи будут решать пользователи с помощью программного продукта? Например, если это приложение для интернет-магазина, им нужно будет найти товар, сделать заказ, произвести оплату, возможно — сравнить разные товары между собой и т.д.
  2. Визуализировать алгоритм задачи, составить пошаговый пользовательский сценарий (User Flow), карту пользовательского опыта.
  3. Определиться с показателями для измерения эффективности дизайна.

Далее следует этап прототипирования (вайрфрейм), макет постепенно дорабатывается, обсуждается с заказчиком, тестируется, в него вносятся правки и улучшения.

Warframe (варфрейм) приложения

Варфрейм представляет собой план расположения различных блоков и разделов, своеобразный «каркас» программы. Создание варфреймов помогает понять, какой дизайн должен получиться на выходе, лучше проработать логику программного продукта, а также различные пользовательские сценарии.

При создании варфреймов UI/UX-дизайнеры проектируют общую композицию приложения, определяются с размерами, иерархией разделов, навигацией по ним. Варфрейм даёт представление о структуре будущего продукта, помогает понять, соблюдена ли приоритетность информации, логика расположения разделов, получить общее понимание, будет ли удобен продукт при использовании.

На этапе скетча можно отправить дизайн приложения разработчикам для согласования — это помогает вовремя понять, все ли идеи они смогут реализовать и своевременно внести правки при необходимости. Так постепенно варфрейм дорабатывается, детализируется, согласовывается с заказчиком.

Когда варфрейм готов, все правки внесены и согласованы, наступает время для проектирования визуальной части — UI дизайна мобильного приложения.

UI дизайн мобильного приложения

UI-дизайн — это отдельная задача, для выполнения которой необходимы навыки визуального дизайна. На этом этапе прорабатывается внешний вид приложения, дизайн его элементов, подбираются изображения, цвета, шрифты, формируется общий стиль программного продукта. При необходимости добавляются анимации и другие дизайнерские элементы.

Визуальное решение, разрабатываемое для сайта, призвано решать следующие задачи:

  1. Сделать работу более приятной для пользователя.
  2. Вызвать эмоциональный отклик — дизайн должен соответствовать задачам, которые решает программный продукт, положительно восприниматься его целевой аудиторией и соответствовать её предпочтениям/ожиданиям.
  3. Помогать достичь нужного бизнес-эффекта — повышения лояльности пользователей, улучшения посещаемости приложения.

Создание прототипа, адаптивной версии

На заключительном этапе создаётся готовый рабочий прототип для проверки функционала и логики дизайна, решаются вопросы адаптивности.

Прототип дизайна помогает проверить общую концепцию, логику сайта, отработать пользовательские сценарии на ранних этапах, до перехода к непосредственному созданию самого приложения, своевременно внести правки.

Приложение должно хорошо выглядеть на устройствах с экранами разных размеров (смартфонах, планшетах), не должно возникать ошибок, проблем с использованием продукта в разных системах (на устройствах под управлением iOS, Android и др.). При создании адаптива дизайнер решает, например, как изменится меню на более маленьком экране, как будет выводиться общая информация, как должны быть представлены позиции, чтобы пользователю удобно было с ними работать — открывать разделы меню, просматривать информацию о продукте и т.д. Обычно при создании адаптивов выбирается 4-5 наиболее ходовых разрешений экранов пользователей и дизайн дорабатывается под них.

Таким образом, прототип — это как бы упрощённая модель будущего продукта, которая, тем не менее, позволяет попробовать и оценить его в реальной работе.

Тестирование юзабилити

Юзабилити — это показатель удобства и эффективности работы в приложении. Чем лучше продуман дизайн, тем проще конечному пользователю работать с программой и тем результативнее её использование. Тестирование юзабилити помогает избежать многих проблем при выполнении пользователями задач в приложении, а также призвано выявить возможности для улучшения дизайна.

Для его оценки используется ряд основных критериев:

  1. Простота освоения. Чем проще пользователю ориентироваться в интерфейсе приложения, тем быстрее он научится использовать основные его функции и начнёт полноценно пользоваться программным продуктом.
  2. Эффективность. Программа должна решать необходимые задачи как можно проще и быстрее.
  3. Запоминаемость. Если пользователь давно не заходил в приложение, предполагается, что он сумеет быстро вспомнить, как им пользоваться, где находятся те или иные разделы и функции.
  4. Наличие ошибок. Как часто пользователи ошибаются при работе с программой, насколько это критично и как это можно исправить.
  5. Полезность и функциональность. Насколько дизайн соответствует основному назначению приложения.
  6. Общая удовлетворённость. Насколько в целом приятен и удобен дизайн при использовании.

При тестировании юзабилити важно обратить внимание на такие параметры как:

  • простота навигации по приложению — минимизируйте количество шагов, сделайте переходы по разделам удобными и понятными;
  • ясность при использовании — сведите к минимуму прокрутку, стремитесь к тому, чтобы интерфейс был интуитивно понятен;
  • гибкость и эффективность — предусмотрите возможность добавления новых функций;
  • логичность и последовательность при выполнении той или иной задачи;
  • удобство обратной связи;
  • предотвращение ошибок.

Успех мобильного приложения во многом зависит от того, насколько им удобно пользоваться и как оно воспринимается пользователем. Поэтому очень важно разработать приятный дизайн с ясным и интуитивно понятным интерфейсом. Продуманный дизайн, его улучшение с применением юзабилити поможет повысить лояльность пользователей, сделать их постоянной аудиторией и, соответственно, поможет стать продукту эффективным и востребованным.

Материалы по теме