Нативные и кроссплатформенные приложения
Денис Замарин
Мобильные приложения – неотъемлемая часть каждого устройства, используемого людьми в современном мире для обмена информацией, общения, работы и даже учебы. Когда смартфоны только появились на полках магазинов, то в качестве основы для разработки использовался нативный метод, то есть для каждой платформы были свои индивидуальные сервисы. Позже, с развитием в сфере технологий, появился кроссплатформенный метод, значительно облегчающий процесс разработки для нескольких систем одновременно.
В этой статье вы узнаете, чем отличается нативный метод разработки от кроссплатформенного, в каких случаях отдать предпочтение одному, а в каких другому, какими главными преимуществами и недостатками обладает каждый из методов.
Нативная разработка приложений – что это?
Нативная разработка – способ написания кода с использованием только оригинальных языков программирования, разработанных для определенной платформы. В разработке для системы Android используются языки Java и Kotlin, а для IOS – Swift и Objective-C. Характерная особенность нативного приложения: работает только на той платформе, для которой написано.
К нативным относятся все приложения, которые предустановлены на устройстве «с коробки»: календарь, калькулятор, телефонная книга, различные стандартные сервисы, предназначенные для определенной операционной системы, а также игры и программы. Нативные приложения удобны тем, что подстраиваются под технические характеристики устройства, а именно под параметры экрана. Эта функция называется адаптивностью и является основой в разработке нативного типа.
Нативная мобильная разработка: плюсы и минусы
Нативная разработка приложений имеет как много плюсов, так и минусов. Нюансы затрагивают не только пользователей, но и разработчиков, которые затрачивают большее количество сил, времени и финансов для приложений данного типа.
Плюсы:
- Высокий уровень производительности: при разработке нативных приложений применяются инструменты и технологии, предназначенные для конкретной платформы, что помогает обеспечить быстрый отклик, стабильную работу и высокую производительность программы. Для проектирования нативных игр в основу ложится подстраивание под графический чип устройства, что позволяет получить на выходе хороший отклик, высокий fps (максимально возможный на конкретном устройстве в зависимости от технических характеристик), плавность, отсутствие просадок и зависаний.
- Возможность получения продукта более высокого качества: максимальная интеграция с платформой позволяет внедрять больший набор функций, например, для улучшения качества фото- и видеосъемки, более стабильной и качественной работы NFC-датчиков, GPS и т. д.
- Адаптированный интерфейс: ограничение одной платформой дает возможность придерживаться гайдлайна – фирменного стиля компании (логотип, цвета, товарный знак и т. д.), создавать приятный интерфейс, полностью подстроенный под технические характеристики устройства. Дизайн остается единым на всех устройствах, что добавляет комфорта в использовании приложений пользователями, особенно если те часто переходят с одного устройства на другое, например, со смартфона на планшет.
- Более высокие позиции в маркетплейсах: все онлайн-маркетплейсы (App Store, Google Play) в топы выводят приложения предназначенные для платформы, которую использует конкретный пользователь.
Минусы:
- Большие временные затраты: нативная (native) разработка приложений для каждой отдельной платформы требует значительно больше времени.
- Высокая стоимость разработки: данный параметр вытекает из предыдущего, так как непосредственно связан с большими затратами времени инженеров-программистов на разработку. Труд необходимо оплачивать, а чем больше времени затрачено, тем выше оплата.
- Совместимость только с одной платформой: нативные приложения нельзя установить на устройства с другой операционной системой, что иногда является большим минусом. Например, когда пользователь использовал много лет приложение на Android, а потом перешел на IOS, и приходится искать альтернативу, переносить все данные за многие годы.
- Ограничение прибыли: производители нативных приложений автоматически урезают свою прибыль, так как ограничивается рынок спроса. Это особенно заметно, если выход на другие платформы не планируется.
Что такое кроссплатформенная разработка?
Кроссплатформенная разработка – создание приложений для нескольких платформ одновременно. Кроссплатформенные проекты работают на разных операционных системах, так как используется «универсальный» язык программирования. Для достижения данной цели чаще всего используются фреймворки Flutter и React-Native. Фреймворк – каркас программы, определяющий структуру программной системы, помогающий в объединении всех элементов больших проектов.
Кроссплатформенная разработка позволяет сократить затрачиваемое время и финансы на создание продукта. Однако из-за этого страдает производительность, эффективность и стабильная работа, так как не достигается максимальная совместимость с устройством.
Плюсы и минусы кроссплатформенной разработки
Кроссплатформенная разработка – облегченный способ создания приложений с захватом нескольких операционных систем сразу. Позволяет сэкономить денежные средства на разработку, сократить временные затраты, обеспечить доступ с различных устройств. Но данный метод имеет и множество недостатков, которые сказываются на комфортном использовании приложений без сбоев и зависаний.
Плюсы:
- Использование единого кода – главное преимущество кроссплатформенной разработки, позволяющее использовать один набор инструментов и технологий для разных платформ.
- Сокращение времени и финансовых затрат на разработку: данный фактор достигается путем использования единого кода для всех платформ. Благодаря этому разработчики максимально эффективно используют свое время, что приводит к сокращению финансовых затрат на разработку.
- Охват большего количества пользователей: приложения, которые являются универсальными, подходящими для любой платформы, пользуются наибольшей популярностью среди пользователей. Для разработчиков данный параметр означает, что путем большего охвата будет достигнута максимальная финансовая выгода, а это благотворно влияет на развитии бренда.
- Использование единого интерфейса еще одно неоспоримое преимущество кроссплатформенных приложений перед нативными. Использование единой базы инструментов и технологий позволяет создавать единый интерфейс для всех платформ сразу, что важно для любого бренда, ведь так сохраняется уникальное визуальное оформление. Благодаря данному параметру пользователи могут переходить с одного устройства на другое, не замечая особой разницы, например, со смартфона на планшет.
Минусы:
- Меньшая гибкость: кроссплатформенные приложения обладают меньшей гибкостью, нежели нативные. Это связано с тем, что универсальный стек технологий избавляет от возможности максимальной интеграции с устройством.
- Более низкий уровень производительности: в угоду универсальности разработчики жертвуют высокой производительностью, хорошим уровнем оптимизации. Это означает, что проекты кроссплатформенного типа не будут работать так же быстро и плавно, как нативные.
- Сомнительная надежность: разработчики не дают никаких гарантий безопасности и надежности. Неизвестно, когда могут начаться сбои, вылетания, выходы в различные ошибки. Это может случиться даже после очередного обновления системы устройства.
- Возможное расхождение в дизайне на разных устройствах: разные требования на платформах приводят к тому, что дизайн приложений может отличаться. В качестве примера можно привести кнопку «Пуск», которая есть в операционной системе Windows, но которой нет в macOS. Из-за этого разработчикам приходится подстраиваться под разный пользовательский интерфейс с учетом ограничений платформы.
- Сложности выхода на маркетплейсы: для кроссплатформенных приложений требования в онлайн-маркетплейсах более строгие, чем для нативных. По этой причине выход на площадку может занять больше времени и потребовать корректировки в функционале. Соответственно, могут потребоваться дополнительные финансовые затраты.
Нативные и кроссплатформенные приложения: основные различия
Характеристики | Нативные приложения | Кроссплатформенные приложения |
Временные затраты на разработку | Высокие, так как для каждой платформы необходимо писать код с нуля | Низкие, так как один и тот же код можно использовать для разных платформ |
Стоимость разработки и обслуживания | Высокая, если проект адаптируется под несколько платформ | Дешевле, чем при нативной разработке, так как используется универсальный набор инструментов и технологий, применяющийся для всех платформ сразу |
Производительность | Высокая, благодаря максимальной интеграции с устройством. Приложения работают стабильно, без сбоев и подвисаний | Более низкая, могут наблюдаться сбои, медленная работа, зависания. Но в большинстве случаев это не заметно. Хорошими примерами служат Facebook, VK, Telegram |
Пользовательский интерфейс | Качественный, благодаря внедрению максимального функционала под одну платформу | Урезанный, так как не получается реализовать весь функционал из-за особенностей каждой платформы, различий в функционале и интерфейсе |
Функционал | Обеспечивается беспрепятственный доступ к API устройства | Есть ограничения из-за особенностей каждой платформы |
Скорость выхода на маркетплейсы | Обеспечивается беспрепятственный доступ к API устройства | Есть ограничения из-за особенностей каждой платформы |
Скорость выхода на маркетплейсы | Низкая, так как для каждой платформы пишется отдельный код | Высокая, так как один код используется для разных платформ, что позволяет сократить время на разработку |
Используемые языки программирования | Objective С и Swift для IOS, Java и Kotlin для Android | Разметка HTML, языки программирования – CSS, Java, JavaScript |
Используемые языки программирования | Objective С и Swift для IOS, Java и Kotlin для Android | Разметка HTML, языки программирования – CSS, Java, JavaScript |
Квалификация специалистов | Более высокая, так как для разработки нативных приложений требуются узкоспециализированные знания. Это приводит к более высокой оплате труда, соответственно, к большим финансовым затратам компанией | Ниже, чем для нативной разработки, так как кроссплатформенные приложения основываются на веб-технологиях |
Количество вовлеченных разработчиков | Большое количество специалистов, для каждой платформы создаются отдельные команды | Одна команда для всех платформ, что позволяет сэкономить на количестве персонала |
Вывод
Выбор оптимального варианта разработки зависит от требований проекта. Если в проекте необходимо реализовать максимальное количество функционала, использовать все возможности пользовательского интерфейса, обеспечить надежность, безопасность и стабильность, то выбор стоит остановить на нативном приложении. Такой способ подходит для разработки серьезных бизнес-решений со сложной логикой.
Если же главной целью является больший охват пользователей с меньшим количеством затраченного времени и финансов, то идеально подойдет кроссплатформенная разработка. Только стоит учитывать, что кроссплатформенная разработка значительно урезает возможности функционала, расширенного интерфейса (многоярусное меню, анимации, всплывающие окна и т. д.), не обеспечивает высокий уровень надежности и стабильности для приложений, что может привести к дискомфорту в использовании для пользователей.
Стоит отметить, что при возможности лучше выбирать нативную разработку, так как она более выгодна в долгосрочной перспективе. Кроссплатформенный метод предпочтителен, когда необходимо разработать несложное приложение с максимально быстрым выходом на рынок, охватом большего количества пользователей.