Нативные и кроссплатформенные приложения

Автор:

Денис Замарин

Мобильные приложения – неотъемлемая часть каждого устройства, используемого людьми в современном мире для обмена информацией, общения, работы и даже учебы. Когда смартфоны только появились на полках магазинов, то в качестве основы для разработки использовался нативный метод, то есть для каждой платформы были свои индивидуальные сервисы. Позже, с развитием в сфере технологий, появился кроссплатформенный метод, значительно облегчающий процесс разработки для нескольких систем одновременно.

В этой статье вы узнаете, чем отличается нативный метод разработки от кроссплатформенного, в каких случаях отдать предпочтение одному, а в каких другому, какими главными преимуществами и недостатками обладает каждый из методов.

Нативная разработка приложений – что это?

Нативная разработка – способ написания кода с использованием только оригинальных языков программирования, разработанных для определенной платформы. В разработке для системы Android используются языки Java и Kotlin, а для IOS – Swift и Objective-C. Характерная особенность нативного приложения: работает только на той платформе, для которой написано.

К нативным относятся все приложения, которые предустановлены на устройстве «с коробки»: календарь, калькулятор, телефонная книга, различные стандартные сервисы, предназначенные для определенной операционной системы, а также игры и программы. Нативные приложения удобны тем, что подстраиваются под технические характеристики устройства, а именно под параметры экрана. Эта функция называется адаптивностью и является основой в разработке нативного типа.

Нативная мобильная разработка: плюсы и минусы

Нативная разработка приложений имеет как много плюсов, так и минусов. Нюансы затрагивают не только пользователей, но и разработчиков, которые затрачивают большее количество сил, времени и финансов для приложений данного типа.

Плюсы:

  • Высокий уровень производительности: при разработке нативных приложений применяются инструменты и технологии, предназначенные для конкретной платформы, что помогает обеспечить быстрый отклик, стабильную работу и высокую производительность программы. Для проектирования нативных игр в основу ложится подстраивание под графический чип устройства, что позволяет получить на выходе хороший отклик, высокий fps (максимально возможный на конкретном устройстве в зависимости от технических характеристик), плавность, отсутствие просадок и зависаний.
  • Возможность получения продукта более высокого качества: максимальная интеграция с платформой позволяет внедрять больший набор функций, например, для улучшения качества фото- и видеосъемки, более стабильной и качественной работы NFC-датчиков, GPS и т. д.
  • Адаптированный интерфейс: ограничение одной платформой дает возможность придерживаться гайдлайна – фирменного стиля компании (логотип, цвета, товарный знак и т. д.), создавать приятный интерфейс, полностью подстроенный под технические характеристики устройства. Дизайн остается единым на всех устройствах, что добавляет комфорта в использовании приложений пользователями, особенно если те часто переходят с одного устройства на другое, например, со смартфона на планшет.
  • Более высокие позиции в маркетплейсах: все онлайн-маркетплейсы (App Store, Google Play) в топы выводят приложения предназначенные для платформы, которую использует конкретный пользователь.

Минусы:

  • Большие временные затраты: нативная (native) разработка приложений для каждой отдельной платформы требует значительно больше времени.
  • Высокая стоимость разработки: данный параметр вытекает из предыдущего, так как непосредственно связан с большими затратами времени инженеров-программистов на разработку. Труд необходимо оплачивать, а чем больше времени затрачено, тем выше оплата.
  • Совместимость только с одной платформой: нативные приложения нельзя установить на устройства с другой операционной системой, что иногда является большим минусом. Например, когда пользователь использовал много лет приложение на Android, а потом перешел на IOS, и приходится искать альтернативу, переносить все данные за многие годы.
  • Ограничение прибыли: производители нативных приложений автоматически урезают свою прибыль, так как ограничивается рынок спроса. Это особенно заметно, если выход на другие платформы не планируется.

Что такое кроссплатформенная разработка?

Кроссплатформенная разработка – создание приложений для нескольких платформ одновременно. Кроссплатформенные проекты работают на разных операционных системах, так как используется «универсальный» язык программирования. Для достижения данной цели чаще всего используются фреймворки Flutter и React-Native. Фреймворк – каркас программы, определяющий структуру программной системы, помогающий в объединении всех элементов больших проектов.

Кроссплатформенная разработка позволяет сократить затрачиваемое время и финансы на создание продукта. Однако из-за этого страдает производительность, эффективность и стабильная работа, так как не достигается максимальная совместимость с устройством.

Плюсы и минусы кроссплатформенной разработки

Кроссплатформенная разработка – облегченный способ создания приложений с захватом нескольких операционных систем сразу. Позволяет сэкономить денежные средства на разработку, сократить временные затраты, обеспечить доступ с различных устройств. Но данный метод имеет и множество недостатков, которые сказываются на комфортном использовании приложений без сбоев и зависаний.

Плюсы:

  • Использование единого кода – главное преимущество кроссплатформенной разработки, позволяющее использовать один набор инструментов и технологий для разных платформ.
  • Сокращение времени и финансовых затрат на разработку: данный фактор достигается путем использования единого кода для всех платформ. Благодаря этому разработчики максимально эффективно используют свое время, что приводит к сокращению финансовых затрат на разработку.
  • Охват большего количества пользователей: приложения, которые являются универсальными, подходящими для любой платформы, пользуются наибольшей популярностью среди пользователей. Для разработчиков данный параметр означает, что путем большего охвата будет достигнута максимальная финансовая выгода, а это благотворно влияет на развитии бренда.
  • Использование единого интерфейса еще одно неоспоримое преимущество кроссплатформенных приложений перед нативными. Использование единой базы инструментов и технологий позволяет создавать единый интерфейс для всех платформ сразу, что важно для любого бренда, ведь так сохраняется уникальное визуальное оформление. Благодаря данному параметру пользователи могут переходить с одного устройства на другое, не замечая особой разницы, например, со смартфона на планшет.

Минусы:

  • Меньшая гибкость: кроссплатформенные приложения обладают меньшей гибкостью, нежели нативные. Это связано с тем, что универсальный стек технологий избавляет от возможности максимальной интеграции с устройством.
  • Более низкий уровень производительности: в угоду универсальности разработчики жертвуют высокой производительностью, хорошим уровнем оптимизации. Это означает, что проекты кроссплатформенного типа не будут работать так же быстро и плавно, как нативные.
  • Сомнительная надежность: разработчики не дают никаких гарантий безопасности и надежности. Неизвестно, когда могут начаться сбои, вылетания, выходы в различные ошибки. Это может случиться даже после очередного обновления системы устройства.
  • Возможное расхождение в дизайне на разных устройствах: разные требования на платформах приводят к тому, что дизайн приложений может отличаться. В качестве примера можно привести кнопку «Пуск», которая есть в операционной системе Windows, но которой нет в macOS. Из-за этого разработчикам приходится подстраиваться под разный пользовательский интерфейс с учетом ограничений платформы.
  • Сложности выхода на маркетплейсы: для кроссплатформенных приложений требования в онлайн-маркетплейсах более строгие, чем для нативных. По этой причине выход на площадку может занять больше времени и потребовать корректировки в функционале. Соответственно, могут потребоваться дополнительные финансовые затраты.

Нативные и кроссплатформенные приложения: основные различия

ХарактеристикиНативные приложенияКроссплатформенные приложения
Временные затраты на разработкуВысокие, так как для каждой платформы необходимо писать код с нуляНизкие, так как один и тот же код можно использовать для разных платформ
Стоимость разработки и обслуживанияВысокая, если проект адаптируется под несколько платформДешевле, чем при нативной разработке, так как используется универсальный набор инструментов и технологий, применяющийся для всех платформ сразу
ПроизводительностьВысокая, благодаря максимальной интеграции с устройством. Приложения работают стабильно, без сбоев и подвисанийБолее низкая, могут наблюдаться сбои, медленная работа, зависания. Но в большинстве случаев это не заметно. Хорошими примерами служат Facebook, VK, Telegram
Пользовательский интерфейсКачественный, благодаря внедрению максимального функционала под одну платформуУрезанный, так как не получается реализовать весь функционал из-за особенностей каждой платформы, различий в функционале и интерфейсе
ФункционалОбеспечивается беспрепятственный доступ к API устройстваЕсть ограничения из-за особенностей каждой платформы
Скорость выхода на маркетплейсыОбеспечивается беспрепятственный доступ к API устройстваЕсть ограничения из-за особенностей каждой платформы
Скорость выхода на маркетплейсы Низкая, так как для каждой платформы пишется отдельный кодВысокая, так как один код используется для разных платформ, что позволяет сократить время на разработку
Используемые языки программированияObjective С и Swift для IOS, Java и Kotlin для AndroidРазметка HTML, языки программирования – CSS, Java, JavaScript
Используемые языки программированияObjective С и Swift для IOS, Java и Kotlin для AndroidРазметка HTML, языки программирования – CSS, Java, JavaScript
Квалификация специалистовБолее высокая, так как для разработки нативных приложений требуются узкоспециализированные знания. Это приводит к более высокой оплате труда, соответственно, к большим финансовым затратам компаниейНиже, чем для нативной разработки, так как кроссплатформенные приложения основываются на веб-технологиях
Количество вовлеченных разработчиковБольшое количество специалистов, для каждой платформы создаются отдельные командыОдна команда для всех платформ, что позволяет сэкономить на количестве персонала

Вывод

Выбор оптимального варианта разработки зависит от требований проекта. Если в проекте необходимо реализовать максимальное количество функционала, использовать все возможности пользовательского интерфейса, обеспечить надежность, безопасность и стабильность, то выбор стоит остановить на нативном приложении. Такой способ подходит для разработки серьезных бизнес-решений со сложной логикой.

Если же главной целью является больший охват пользователей с меньшим количеством затраченного времени и финансов, то идеально подойдет кроссплатформенная разработка. Только стоит учитывать, что кроссплатформенная разработка значительно урезает возможности функционала, расширенного интерфейса (многоярусное меню, анимации, всплывающие окна и т. д.), не обеспечивает высокий уровень надежности и стабильности для приложений, что может привести к дискомфорту в использовании для пользователей.

Стоит отметить, что при возможности лучше выбирать нативную разработку, так как она более выгодна в долгосрочной перспективе. Кроссплатформенный метод предпочтителен, когда необходимо разработать несложное приложение с максимально быстрым выходом на рынок, охватом большего количества пользователей.

Материалы по теме